КАЧЕСТВО ОБЪЕКТА И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Не так давно в Госстрое России прошло Всероссийское совещание руководителей государственных экспертных органов. На нем начальнику Управления государственной вневедомственной экспертизы администрации Омской области, заслуженному строителю РФ Наталии Барановой была вручена Почетная грамота Главгосэкспертизы России за многолетний плодотворный труд в строительном комплексе и большой вклад в развитие проектно-сметного дела. О том, что изменилось в работе органов экспертизы за последние годы, с какими проблемами им приходится сталкиваться и как они их решают, наш корреспондент беседует с Наталией БАРАНОВОЙ. – От качества проектов решающим образом зависит не только эффективность использования средств и ресурсов, но и строительная и эксплуатационная надежность объектов. Это обстоятельство накладывает на органы государственной экспертизы огромную ответственность перед гражданами, которые так или иначе будут связаны с такими объектами. К сожалению, за последнее десятилетие ситуация в проектном мире изменилась не в лучшую сторону. Развитие малого и среднего бизнеса ухудшило потенциал ведущих проектных институтов, лучшие специалисты из них ушли и открыли свои фирмы. Серьезные перемены претерпели и органы государственной экспертизы. С одной стороны, сам подход к экспертизе стал демократичнее. С другой, инфляция привела к упразднению старых нормативов, а новых, соответствующих новым ценам, не было. Стоимость строительства стала определяться, в основном, пожеланиями инвестора. Тем не менее функции госэкспертизы не изменились: оценка качества проектных решений и эффективности инвестиций в строительство. Затем, когда в 1993 году вышло Постановление правительства N 585 “О государственной экспертной градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства”, появилось множество разнообразных контрольных органов, таких, как экспертиза Госгортехнадзора, экспертиза санитарно-эпидемиологических служб, условий труда и т. д. Вместе с этим возникло множество мелких проектных фирм. Только на территории Омской области зарегистрировано около 500 проектных организаций, и они продолжают множиться. За счет этого резко ухудшился уровень качества проектов: если раньше после экспертной проверки было не более 10-15 замечаний, то сегодня меньше 100 замечаний не бывает. – Управление государственной вневедомственной экспертизы администрации Омской области знают, как дотошное. Чем объясняется ваш очень тщательный и строгий подход к проектам? – Многие заказчики не соблюдают градостроительные, экологические, технологические и другие нормативные требования. Они до конца не осознают, что строительные нормы и правила определяют границы безопасности и что все попытки отступлений от СНиПов могут иметь самые серьезные последствия – в виде падающих панелей или балконов, обрушения зданий и других аварийных ситуаций. Наша требовательность у многих вызывает негодование. Но иначе нельзя, потому что наша основная функция – контроль на последней стадии проектирования. И хотя стоимость имущества определяет сегодня заказчик, проверка качества проектов все равно остается нашей прерогативой. Нужно отметить, что с избранием президентом страны Владимира Путина повысилась значимость органов государственной экспертизы. Принятое правительством Постановление N 1008 от 27 декабря 2000 года “О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной предпроектной и проектной документации” принципиально изменило подход к экспертизе. Постановление предусматривает организацию экспертизы по принципу “одного окна”. Инвестор для проведения государственной экспертизы обращается в один, специально уполномоченный орган и там получает заключение. Это избавляет его от хождения по многочисленному кругу экспертных организаций, сокращает сроки экспертизы, избавляет от необоснованных выплат. Задача экспертизы – минимизировать риск инвестора. Мы всегда гарантируем заказчику, что проект, который он собирается воплощать в жизнь, – качественный, что его стоимость определена объективно и что к моменту завершения строительства объект будет отвечать всем необходимым требованиям нормативов. Одним из серьезных проблемных вопросов, разрешаемых в процессе экспертизы, остается определение стоимости строительства. В Управлении государственной вневедомственной экспертизы администрации Омской области стоимость строительства определяется посредством механизма индексации. На сегодняшний день индекс определения стоимости колеблется от 10 до 35. Цена 1984 года умножается на эту цифру, и получается реальная стоимость. И даже если заказчик и проектировщик решат по-своему, мы все равно знаем истинную цену. Не секрет, что федеральное законодательство до сих пор остается несовершенным и противоречивым. Казалось бы, сама жизнь постоянно убеждает в необходимости проведения экспертизы. Тем не менее с подачи Союза архитекторов в Законе “Об архитектурной деятельности” появилась запись о том, что обязательной экспертизе подвергаются только проекты объектов, которые сооружаются за государственный счет. Выходит, что тем, кто строит за свои деньги, экспертиза не нужна. Но смогут ли они сами оценить качество проекта, уровень прогрессивности запроектированного технологического оборудования, устойчивость и долговечность конструкций, их несгораемость, степень безопасности и комфортности эксплуатации здания, надежность инженерных систем? Вот и приходится на региональном уровне закрывать “дыры” в федеральном законодательстве местными законодательными актами. – Что, с вашей точки зрения, нужно предпринять, чтобы работа органов экспертизы стала более эффективной? – Необходимо выстроить вертикаль власти, в установленном порядке внести изменения в Закон “Об архитектурной деятельности” в части проведения госэкспертизы. На сегодняшний день, к сожалению, целый ряд нормативных документов не соответствует изменившимся условиям рыночной экономики. Например, в СНиП 3.01-04.87 “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов” последние изменения были внесены в 1987 году. Нужно отметить, что даже в последнем Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 “О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации” есть моменты, требующие уточнения. Есть таковые и в Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации – необходимо уточнить показатели объектов, подведомственных Госгортехнадзору, чтобы разделить полномочия по проведению госзкспертизы на федеральном и региональном уровнях. Я считаю, что нужно принять закон о государственной экспертизе. В нем необходимо установить обязательность проведения экспертизы до утверждения документации, обозначить комплексность оценки природоохранного, архитектурно-планировочного, инженерно-технического, экономического и социального аспектов реализации документации, требования к достоверности предъявляемой на экспертизу документации и информации, ряд других важных моментов. Альтернативой такому закону могло бы стать включение упомянутых вопросов, касающихся экспертизы, в Градостроительный кодекс, который создал бы правовую основу градостроительной деятельности на всех этапах – от выбора земельного участка до ввода в эксплуатацию объекта.
Новые технологии – винтовые сваи http://oporadoma.ru/ позволяющие строительство фундамента под дом за один день.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.